УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Систематические упражнения по тренировке
движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это
доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В.
Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить
систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть
использованы разнообразные игры и упражнения.
Для формирования тонких движений пальцев
рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных
стихов
"Сидит белка..."
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и ребенок при помощи левой руки
загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").
Наряду с подобными играми могут быть
использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
"Кольцо"
кончик большого пальца правой руки
поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и
мизинца;
то же упражнение выполнять пальцами
левой руки;
те же движения производить одновременно
пальцами правой и левой руки;
"Пальцы здороваются"
Соединить пальцы обеих рук
"домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу,
здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
"Оса"
выпрямить указательный палец правой руки
и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;
"Человечек"
указательный и средний пальцы
"бегают" по столу;
те же движения производить пальцами
левой руки;
те же движения одновременно производить
одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
"Коза"
вытянуть указательный палец и мизинец
правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами
левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно
пальцами обеих рук;
"Очки"
образовать два кружка из большого и
указательного пальцев обеих рук, соединить их;
"Зайчик"
вытянуть вверх указательный и средний
пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком
большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами
левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно
пальцами обеих рук;
"Деревья"
поднять обе руки ладонями к себе, широко
расставить пальцы;
"Птички летят"
пальцами обеих рук, поднятых к себе
тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;
"Сгибание-разгибание пальцев"
поочередно сгибать пальцы правой руки,
начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только
сгибать пальцы, начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения
пальцами левой руки;
согнуть пальцы правой руки в кулак,
поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;
выполнить то же упражнение, только
выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;
выполнить два предыдущих упражнения пальцами
левой руки;
"Бочонок с водой"
согнуть пальцы левой руки в кулак,
оставив сверху отверстие;
"Миска"
пальцы обеих рук слегка согнуть и
приложить друг к другу;
"Крыша"
соединить под углом кончики пальцев
правой и левой рук;
"Магазин"
руки в том же положении, что и в
предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном
положении перед крышей;
"Цветок"
руки в вертикальном положении, прижать
ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;
"Корни растения"
прижать руки тыльной стороной друг к
другу, опустить пальцы вниз;
одновременно поворачивать кисти рук
вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом:
"Бабушка печет блины, очень вкусные они";
кисти рук одновременно сжимать в кулак -
разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;
положить кисти рук на стол: одна рука
сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.
"Кулак-ребро-ладонь"
на плоскости стола три положения руки
последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем
левой, далее обеими руками.
Описанные выше игры и упражнения
обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных
движений, развитию точности движений пальцев.
Развитию ручной моторики способствуют
также:
Занятия с пластилином, глиной, соленым
тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
Нанизывание бус, бисероплетение;
Выкладывание из спичек рисунков, букв,
складывание колодцев;
Одновременно левой и правой рукой
складывать в коробку пуговицы;
Рисование по трафарету букв,
геометрических фигур, штриховка;
Рисование по точкам, пунктирным линиям;
Массаж рук.
Проводится сначала на одной руке, затем
на другой.
Поглаживание от кончиков пальцев до
середины руки с внешней и тыльной стороны
Разминание пальцев: интенсивные круговые
движения вокруг каждого пальца
Упражнение "Сорока-белобока"
Интенсивные движения большого пальца
вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
Сгибание-разгибание всех пальцев
одновременно
Сгибание-разгибание руки в кистевом
суставе
Интенсивное растирание каждого пальца
Точечный массаж каждого пальца между
фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
"Пальцы ложатся спать":
поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в
сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
"Пальчики здороваются"
Повторить первое упражнение.
Развиваем пальчики - развиваем речь
Речь - такой вид деятельности, для
которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также
двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется
воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений.
Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение
по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения,
которые являются более сильными по сравнению с другими».
Взаимосвязь между развитием речи и
формированием не только артикуляционной, но и общей, И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ МНОГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ. Развитие двигательного аппарата является
фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в
формировании нервно-психических процессов у детей.
На основе многочисленных наблюдений и
исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук
соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же
развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие,
хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость
наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере
сформированности коры головного мозга.
Поэтому для полноценного и динамичного
речевого развития ребенка рекомендуется стимулировать его путем тренировки
движений пальцев рук. Особенно велика роль таких тренировок для детей с
нарушениями речи. У большинства из них наблюдаются выраженные отклонения в
формировании тонких движений пальцев рук – движения не точные не координированные.
Одним из наиболее популярных видов работ
по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения
слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую
активность детей.
Вот некоторые примеры речевых игр с
пальчиками, которые можно разучить с детьми дома.
«Пальчики здороваются»
Идут четыре братца
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
Навстречу старшему (Пальцы ритмично соединяются),
Здравствуй, большой! (с большим щепотью)
Здорово, Васька - указка! (большой соединяется с указательным)
Здорово, Мишка - середка! (большой соединяется со средним)
Здорово, Гришка - сиротка! (большой соединяется с безымянным)
Да ты, Крошка - Тимошка! (большой соединяется с мизинцем)
Хочу отметить, что данная пальчиковая
гимнастика положительно влияет на переключаемость и концентрацию внимания
детей. Поэтому ее можно выполнять в ходе любых других занятий, когда ребенок
устал, как средство усиления внимания.
«Дружные братья»
Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).
Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы),
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы),
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы),
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы),
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).
«Этот пальчик»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
«Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают»
по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки».
«Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать
ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Кроме пальчиковой гимнастики, существует
множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и
просто необходимо заниматься дома:
складывание различных плоских фигур из
спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных:
ракета, дом, собака и т.д.);
нанизывание бус (можно использовать как
готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
шитье шнурком (можно использовать как
готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне
дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок
может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а
затем делать из нее аппликации;
собирать различные мозаики.
Все выше перечисленные виды занятий
очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от
совместной работы и общения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий